Три банальных способа переплатить за сайт

Люди любят новости. Большие новости больших компаний. В Интернете вы можете прочесть многое об интернет-трендах, о политике Microsoft, о противостоянии корпораций, о новинках Apple. Большие издания публикуют обзоры о падении посещаемости "Одноклассников", обсуждают перспективы выхода на международную арену сети "Вконтакте". Вы можете прочесть множество аналитических статей, которые раскрывают тему "в какой интернет-проект имеет смысл вкладывать суммы в 2-3млн.$". И вы нигде не найдете информацию о маленьких компаниях, о небольших сайтах, об интернет-визитках. Выход: либо набивать собственные шишки, либо искать "шишки ближайшего окружения". А так как мы имеем дело чаще всего именно с небольшими компаниями, хочется рассказать о том какие сложности чаще всего возникали у наших клиентов. Они банальны для профессионалов, которые работают в этой среде, но вероятно будут полезны людям, желающим сделать сайт своей компании. Итак, 3 способа существенно осложнить себе жизнь и потратить лишние деньги на свой сайт.

1. Заказать сайт с табличной версткой.

Что это такое? При создании сайта, процесс "натягивания" дизайна/оформления страницы на технический каркас (движок сайта) называют версткой. Исторически табличная верстка - это отличное решение 10летней давности, времен знаменитой "войны браузеров". Было много разных стандартов и хитрые разработчики придумали способ "верстать таблицами". Но те времена давно прошли, в современном Интернете работают с блочной версткой (как ее еще называют - "безтабличной версткой". В чем их отличие для заказчика? В том что стоимость изменения сайта, сверстанного в таблицах в разы дороже, чем стоимость изменения сайта сверстанного в блоках. На уровне кода "табличный" сайт - это мусорка. Кроме того что в этой среде неприятно работать, так еще требуется значительно большее количество времени на поиск, написание и тестирование. Итог: мы не беремся за табличную верстку. Почему? Потому что на практике сделать такой же внешне сайт при наших расценках будет стоить столько же, сколько внести изменения в ваш сверстанный таблицами сайт. Сделать же изменения в сверстанном блоками сайте в разы быстрее (и соответственно - дешевле).

2. Невнимательно отнестись к выбору "движка сайта".

Что такое движок сайта? Попросту говоря это то что позволяет вам управлять содержимым вашего сайта (аббревиатура CMS именно это и обозначает в переводе: Content Management System - Система управления содержимым). И если обобщить, то на рынке вы найдете 3 категории веб-студий:
  • Студии, использующие самописный движок
  • Студии, использующие платный (лицензионный) движок
  • Студии, использующие бесплатный движок с открытым исходным кодом (в том числе и мы)
Рассмотрим плюсы и минусы каждого из этих вариантов:

Студии, использующие самописный движок.

Как правило, это гарантирует высокую квалификацию сотрудников студии (если человек, внесший основной вклад в разработку движка еще работает в студии и работает с клиентами). Но будьте готовы к тому, что:
  • Вы не сможете в случае конфликтных ситуаций, каких-либо внутренних проблем студии (закрылись они к примеру, не работают больше) найти исполнителей, поддерживающих ваш сайт. Или вы будете платить баснословные деньги за то, чтобы штат другой студии разбирался в совсем им не нужном чужом коде. Как правило - другой студии будет легче (и вам дешевле, но - все равно по стоимости как новый сайт + стоимость наполнения) написать сайт заново и импортировать содержимое.
  • Вы не сможете "резко увеличить масштаб". К примеру в студии с самописным движком работает 6-8 человек. Они способны вести Н-количество клиентов и выполнять некий уровнь загрузки. Если у вас появляется потребность расширить сайт в краткие сроки, и есть на это финансы - то команда студии может оказаться просто неспособна эти финансы "переварить". Если бы у вас был платный/бесплатный популярный движок - вы смогли бы подключить 1-2-3-4 дополнительных команды к вашему проекту. А в ситуации с "самописным" - не подключите никого.
  • Вы следуете за рынком студии. Что это значит? Это значит что движок студия разрабатывает под "запросы большинства клиентов". А самописные движки как правило достаточно узкоспециализированы (сравните - в студии может быть 5-6 программистов, поддерживающих свой движок. Сравните это с движком Drupal, где есть сайты сообществ (техподдержки) на 20 языках и над ядром работают тысячи человек). И когда ваши нужды становятся "вразрез" с нуждами "большинства клиентов" студии - вам и сменить исполнителя не получается, и добиться исполнения своих запросов за адекватные суммы тоже.

Студии, использующие лицензионный продукт

Фактически, если данный движок достаточно популярен и есть поддержка на русском языке - остается только один существенный минус: вы дополнительно платите за лицензию. Еще из "неочевидных" фактов замечу, что зачастую платные движки ориентированы на дорогой хостинг (т.к. стоимость хостинга мизерна по сравнению стоимости лицензии, то и оптимизировать код сколь-либо тщательно многие разработчики коммерческих продуктов не желают).

Студии, использующие открытый и бесплатный движок (и мы в частности)

Из минусов - не так просто непрофессионалу сделать выбор, "а что же мне лучше подходит". С другой стороны - ориентироваться стоит на количество компаний, профессионально работающих с тем или иным движком. Т.к. зачастую стоимость поддержки, расширения сайта играет значительно большую роль, чем стоимость создания сайта. Выбирайте те варианты, где у вас будут альтернативы. Крупнейшими игроками на данной площадке являются CMS Drupal, Joomla и Wordpress. Все они имеют развитое сообщество разработчиков и множество компаний работающих с данными движками. Нашим выбором является CMS Drupal, т.к. данная система управления, на наш взгляд, хоть и требует большей технической квалификации разработчиков, но позволяет создавать более гибкие и масштабируемые решения. Хотя я и не люблю выражения в стиле "гибкие и масштабируемые...." - слишком ни о чем, но вдаваться в IT-конкретику drupal-core(ядра Drupal) в этой статье не вижу смысла. Вкратце: из всего вышеперечисленного drupal создает самые лучшие условия для сторонних программистов, предлагая как хорошую документацию, так и строгую "цензуру" на выходе - плохой код там можно встретить значительно реже, чем в других системах.

3. Злоупотребление флеш-анимацией

Тут сломано множество копий и было множество споров. Мое мнение - флеш-анимация для "работающего и приносящего деньги сайта" допустима только в качестве медиа-компонентов (каталога видео-роликов, списка воспроизведения музыки при покупке альбома и т.п.) и в качестве баннерной рекламы. Почему? Несколько известных причин (о каждой из них без труда найдете в google/yandex мнооожество статей):
  • Flash не индексируется поисковиками. Хотите чтобы люди находили ваш сайт? Не используйте флеш для вывода контента.
  • Flash - дорогостоящее решение по траффику. В офисных зданиях Интернет зачастую оплачивается только по траффику и стоит недешево. Поверьте - менеджеры не будут искать, что купить у вас на сайте, когда они точно знают - поиски на вашем сайте бьют по их лимиту интернет-траффика.
  • Flash дорог и в разработке и в обновлении. Сколько денег вы хотите тратить на поддержку? Многие из наших клиентов тратят на поддержку сайта 1600рублей в год. Только за хостинг и домен, а иных трат и не требуется. Остальные небольшие изменения заказчики производят самостоятельно через систему управления. Если вы хотите услышать значительно большие суммы - спросите у ваших исполнителей, сколько будет стоить годовая поддержка флеш-сайта с изменением материалов раз в пару недель + хостинг +домен?
Ну а любителям "красивостей" можем предложить аналогичное по богатству решение на базе javascript - функциональная анимация возможна. Надо только уметь ее готовить :)

Партнерская программа

Кстати, для интересующихся технологиями, у нас есть партнерская программа. Если по вашей специализации:

  • вы работате над другими задачами (не создание типовых сайтов),
  • вы работаете с высокобюджетными сайтами,
  • вам хочется ковертировать обращения по вопросам "помогите с созданием сайта-визитки" в прибыль.

Тогда, добро пожаловать в партнерку :)